ВЕСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

     

Главная  страница  


 

 


 

  

                      КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  СЕДЬМОГО ВЫПУСКА                                                         АЛЬМАНАХА "СИЯНИЕ ЛИРЫ"


Лариса Адлина. Поэзия – это золотой венец мыслей, несущих свет в культуру. Если в чувства, идущие от тайников души, включены вечные “живые искры” познания мира, отзываясь, они обязательно дойдут до восприимчивого сердца. Именно такие строчки в стихах поэтессы: “Встречает новый день роса, она не падает, а зреет”.
Любому возрасту доступна радость жизни и поэзия чувств, нужно быть оптимистом и не поддаваться грусти: “И вот рубеж – подснежник старости. Заслужен отдых. Тишина. Но нет в душе осенней слабости, как прежде, в ней цветёт весна”.

Ирина Батый. Поэтесса реально смотрит на мир, используя в своем творчестве опыт жизни. Наш век не вписывается в устоявшиеся художественные сюжеты и символы: “Под песни Баскова, под детский плач, под брань всё водку пьют в квартирах пары Зин и Вань”. “В колодце дома бьётся ветер в западне”.
Назначение поэта – переосмысливать сущность событий и показывать новых героев: “Опасно в Питере... Со мною ты. Не бойсь! По лужам шлёпаем. Простужены насквозь”. Все трудности жизни можно преодолеть только с верой и мечтами в новое: ”Радость приходит, волной накрывая печали, только тогда, когда есть кого сердцу любить”, “Ветер удач, посмотри, распрямляет нам спины”.
Красота окружающей природы излечивает от навязчивых переживаний, но не надо забывать, что белое рядом с черным: “На крапиву опадает нежных яблонь цвет.“ Наша память – это не скошенный луг, где с косой-то нельзя пройти! А как сохранить все, что нам дорого? Каждый на это дает свой ответ: ”На рубеже середины июля вызрели травы и встали в дозор. И колокольчики, день карауля, тонко звенят, бередя косогор”.
Яркими образными мыслями представлены стихи Ирины.

Владимир Безбородов.
В его сатирических рассказах нравственный вызов времени. Писатель и поэт в одном лице – ставит задачу читателю самому разобраться в сложной современности. Жизнь порой до того запутана, что жаль потерянные “отпетые” годы: “Душу вынет печальница скрипка”.
Серия рассказов под названием “Метаморфозы любви и тьма других историй” подвергает сомнению социальные устои общества в переходной период. “Какая из меня революционерка в пенсионном возрасте, да и время революционных потрясений, видимо, окончательно ушло”, – иронически провозглашает главная героиня и объясняет: ”Во-первых, народ измельчал и «выродился» – как сказал поэт: «бунтари погибли, выжили рабы»”. От равнодушия избирателей “к власти можно привести хоть черта лысого, хоть алкаша безмозглого, хоть домохозяйку, хоть тебе вообще иностранца”.
А возможно ли счастье… на зарплату мужа? Об этом задумывается женщина, вынашивая ребенка, не решаясь его рожать! Или просто проверяя любовь суженого, рассказывает о себе небылицы. Трудно быть мужчиной в наше время, испытания ждут на каждом шагу!
Жил-унывал мастер на все руки. Но “вспомнил, что от всех бед и несчастий (от невезухи тоже) спасает труд”. Решил он за спасибо “починить подтекающий кран, вбить гвоздь, повесить шторы, вставить замок, исправить бытовую технику, поврежденную мебель, аппаратуру…” По городу развесил объявления. Стали обращаться люди. У мастера появился интерес к жизни. Весь в заботах, даже побриться некогда. А ведь когда-то ценился бескорыстный труд! Уважали таких людей и сами “боролись…за звание «ударника коммунистического труда»”, но сейчас забыли, что такое коммунизм. А ведь “колбаса была по 2 р. 20, проезд 5 коп (на трамвае – 3 коп), хлеб и овощи за 10 – 12 коп., и квартиру давали бесплатно, надо было только в очередь встать. И почти все было бесплатно: образование, врачи, лекарства, путевки, надо было только в очередь встать”. Некоторые не хотели ждать очереди, пользовались блатом. Так и теперь. Услуги коммунистического героя оказались востребованы в капиталистическом обществе! Работу выполняет, а денег не берет!.. Есть ли осмысленный конец этому труду? Вмешалась женщина…
Замужняя пара, гуляя по Арбату, встретила уличного художника. Нарисовал тот художник портрет женщины, да такой, что портрет оказался красивее оригинала. Влюбился муж в портрет и охладел к жене. Даже не сравнишь! “Овал лица вышел намного прелестней, миловидней, моложе…. Глаза сияли внутренним светом, даже как-то фосфорисцировали, а какая благородная посадка головы, как нежны губы! Вот что значит сила искусства! Не знал муж, что художник изобразил душу этой женщины.
Гражданские браки стали нормой. Чего же боятся молодые, не регистрируют брак в ЗАГСе? Наверное, думают, что: “При разводе возникнут проблемы, разъезд, делёж, а если будут дети…”. По иронии судьбы именно у таких “боязливых” и случаются неприятности в личной жизни…
Можно ли помешаться на испанском языке и на всем испанском? Можно, если влюбишься в учительницу испанского… “Интересно, на каком языке я буду держать ответ перед Богом за бесплодно прожитую жизнь?” – спрашивает герой. А сколько языков знает Бог? Кто ответит? Ведь Бог сам наказал людей – заставил их говорить на разных языках, чтобы они не понимали друг друга! Так и поступает герой. Вынужден говорить только по-русски и страдать. Но случай его вновь сводит с мексиканкой. Забытая испанская речь оживает в его сердце…

Валентина Белова. Яркая южанка. Не стыдится своего рабоче-крестьянского происхождения: “Родилась я рыжая. Ну и что из того, меня солнышко отметило, как избранника своего”. Вперекор ново-русской знати, которая кроит родословную, процеживая в отдельные вены холопскую и дворянскую кровь, поэтесса с насмешкой ей парирует: “Я внучка кухарки, болтунам в назиданье, имею три полноценных еще советских образованья”.
Поэтесса с первых строчек дает оценку своей поэзии: “Стихи я пишу совсем не для хлеба, а если уж хочется что-то сказать. Стихи я пишу, чтоб другие поэты, могли меня быстро раскритиковать”.
В поэзии главное – не вычурная красота, когда искусство создается ради искусства. Творцы таких шедевров не желают опуститься до “грязи” жизни, но они далеки от народа и истории, им место только в музеях. “Славлю гениев, великих гениев. Они слагали гимны о розе! Я же свои эпитафии посвящаю суровой прозе”, – разве можно не замечать суровую гибельную действительность: “Огромная жажда розы, розы…Но розы не вырастут в эти морозы”.
В наше время только поэт бескорыстно стремится объяснить этот мир. Поэтому, “если хочет власть стоять, поэтов надо уважать”.

Михаил Богданов. Сталинградская битва в воспоминаниях солдат – бесценные свидетельства. Когда о войне писали известные военачальники, они повествовали о стратегии и тактике сражений на уровне фронта, армии. Но как воевал и что чувствовал простой солдат в окопе, на передовой, когда шел в атаку на врага, могли рассказать только советские бойцы Великой Отечественной, именно они запомнили обстановку боев и имена своих товарищей, командиров взводов, рот, батальонов, словно чувствовали, что обязаны своей жизнью за погибших рассказать о минувшей войне.

Татьяна Борисова-Урапова. Ее философская поэзия и любовная лирика полна света. Мудрость к людям не приходит сама по себе. Жизнь – это каждодневный экзамен, в любом миге жизни – созидается свой апогей и ответным размышлением у человека должен вырабатываться нравственный критерий, художественный и бесценный афоризм, так считает поэтесса: “Без цели жизнь бессмысленна у нас”. “Чужой рукой ты долга не исполнишь”. “Я к Господу иду, чтоб тьму спугнуть”. Если Вселенская любовь – живёт в душах, то не страшен тернистый путь к самой недоступной вершине. “Прекрасны чувства женщины в любви!” – именно на женской интуиции мир, окружающий нас, будет вечен. “Любовь, что солнца луч…несёт на крыльях к облакам”.

Андрей Блинов
. Что такое счастье? Как его определить? Часто ли встречается счастье в жизни? Можно ли его коллекционировать? В рассказе “ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ – ЖИЗНЬ” описываются жизненные невзгоды семьи безработных, существование жены и мужа на грани смерти, с победой зла.

Анастасия Вольная. Вглядываясь в картины, поэтически определяет замысел художников, создавая яркие мировоззренческие образы, которые, словно на исповеди “заговорив”, по воле поэтессы из полотна переносятся на словесность, приоткрывая тайну создания: “Куполов окрещенных пространство в высоте... и невидимая слеза о Христе”.
Живопись и поэзия, обогащаясь, сливаются в единое чувственное изображение: “Свет серебрится планет неизвестных”. “Белая роза чайной стала, как бы случайно”.

Александр Галкин. Поэт-лирик есенинского пера, так бы писал Сергей Есенин, если бы он дожил до наших дней: “Сегодня вновь я вспомнил прошлое и настроенье сразу бодрое, как много было в нем хорошего, такого нежного и доброго”. Несмотря на жизненные неурядицы, которые есть у всех, Александр бодр душой и открыт сердцем для людей. “Ещё скрипит пока живая плоть, как этот дуб, корнями вросший в землю”. В его стихах преклонение перед женщиной, любовь к природе, честность и скромность: “Я ни Икаром, ни пилотом не был, и мне приятен больше шум берёз, чем это незнакомое мне небо”.

Илья Гутковский.
Певец серебряной лиры. В каждой строчке крылатые образы-жемчужины, нанизанные на солнечные оптимистические мысли поэта-художника: “Серебро дождя на мольберте окна” созвучно “песням сорванных струн”, народному заговору: “Свет мой, Александрия, вспыхни со мной жаждой прекрасной, выйди ко мне, ливни косые путь тебе выложат лентой атласной”. У поэта есть творческие силы переоценить смысл Вселенной: “Переверните небо, чтоб черпать ладонями звёзды, как кристаллы замёрзшего снега, как проросшие инеем слёзы”, читайте и учитесь у автора: “Я смотрю через плоскости жизни без граней и меры, в созерцании сердца, которое цельность хранит”.

Алексей Дмитриев. “О землю разбилось дневное светило, и брызгами звезд наполнена ночь", – точный эпиграф к остросюжетному повествованию. Герой рассказа “Желтая история” занялся собственной трактовкой “Таинственных посланий Нового Завета “, от этого его “символы сознания” раздвинулись в пространстве, и “послышался насмешливый перезвон бубенчиков”, словно предупреждая: “не объять необъятного!”.
Но если продолжать упорствовать, то в таком состоянии легко обернуться в “пробежавшего лунного зайца” и вместе со звездами уединиться в мыслях, чтобы увидеть грозного “хозяина этого мира…”, неземную“ сотканную из воздуха, чернобородую фигуру в ярко-красной мантии”.
Вот что значит вкусить “жало” горделивого “сумасшествия!” Можно ли вылечить общество в целом и единичное сознание от одиночества? К сожалению, в психиатрической больнице несчастным пациентам назначают лекарство, чтобы “через несколько часов после укола…” больной “мог бы поверить в то”, что является… “французским трамваем”. Не лечат, а сознательно калечат! Такое часто бывает в жизни. После этих сеансов наступает «раздвоение личности» и появляется в муках «многосторонний человек».
От огня страстей рождается крылатая фраза: «Моя душа – расплавленная пластмасса». От опыта жизни и от сглаза врачей даже выпивоха перед выпивкой “крестит спирт”… Автор талантливо и ненавязчиво рисует интересные комические зарисовки реальной гражданской жизни.

Валерий Закалюкин. Романтично пишет о нежных чувствах к женщине; героиня в его стихах не повторяется, а обожествляется, всплывет из личных воспоминаний: первой любви, коротких и долгих встреч с неземной и обычной страстью.
Возвращаясь с севера к жене с вызывающей иронической бородой: “Буду белый, как снег Заполярья”, автогерой проверяет, понравится ли любимой такой его заросший одичалый облик? Вдруг “обколются нежные пальцы”?
К счастью, верность, несмотря на разлуку, крепнет: “Любимой женщины свеченье исходит от её лица от глаз, от рук, что свились в круг, как ореол – венец творца, как стон, как клятва, как моленье.
Мужчина вырастает в своих глазах, когда он: “Пьян не от вина хмельного, а от взгляда озорного!”

Павел Зарецкий. Красивы летние закаты Подмосковья на Икшанском водохранилище. “Можно этой водной дорогой пройти из Черного моря в Балтийское и Белое, поперек России…”
Один из таких вечеров памятен тем, что накануне в “честь 60-летия ВМФ СССР по приказу министра обороны маршала Гречко малый противолодочный корабль МПК-119 во главе кильватерной колонны сводного отряда кораблей Балтийского флота прошел мимо трибун Водного стадиона Химкинского водохранилища”.
Писатель красочно и с юмором описывает, как “после парадного прохода перед трибунами корабли сделали круг, вернувшись в исходную точку, и … началось военно-морское шоу…”. Десантный корабль “под рев авиационных турбин буквально подлетел к «дикому» пляжу, мягко опустился на песок и из его люков с криком «ура» посыпалась «черная смерть» – морпехи, которые, непрерывно треща из автоматов, лихо овладели плацдармом, рассеяв бежавших в панике местных «дикарей»”.
“Со скрежетом открылся люк боевой рубки, и …из него выбрался во всей красе, в короне и с трезубцем, сам Посейдон, Царь морей и океанов”. “Ничего подобного Москва еще не видела, она действительно себя ощутила «портом семи морей», столицей морской державы!”
Рассказ читается с интересом, вызывают улыбку байки с густым, говорливым, как морская стихия, языком.

Лариса Иванова-Ленская. В нескольких очерках о культурной жизни Строгино поэт, учитель, корреспондент ЛИТО с налету смело, живо и страстно отважилась написать о героях нашего времени, незнакомых ранее людей. Получился невыдуманный и увлекательный рассказ об их жизни.
Лариса уловила суть встреч с коллективами: “Цель – с одной стороны, познакомить слушателей со своим творчеством, с другой, показать богатство, благозвучность и красоту родного языка".
Общеобразовательная школа № 1136. Звучит звонок. Как он дорог всем нам. “Здесь, в Музее, вот-вот начнётся встреча с ветеранами 175 Уральско-Ковельской дивизии, все они – жители любимого района Строгино”. Лариса ведет беседу с фронтовиками, как летописец не пропускает не единого слова, смотрит в зал, где идет поэтический концерт и в тоже время у нее стучат в виски строчки стихов. Таким талантом Цезаря обладает не каждый.

Станислав Иванов
. За прошедших сто лет в истории России были взлеты и падения. Но пришло ли общество к справедливой жизни? Где наш праведный русский путь?
Поэт, касаясь дней сегодняшних, с болью в сердце спрашивает: “Ну что же, ты, время заблудшее, из двух зол, что… выбрало лучшее? Ведь было же время, чтоб после момента, когда царь отрёкся, избрать Президента!”
Станислав не только философски оценивает мир, но как поэт-песенник задушевно и лирично исполняет под аккомпанемент гитары свои песни и на слова других поэтов. В этих песнях поётся о казачьей доле, об ушедших, как листопад, чувствах, о матери и дочери и о многом другом. Льётся, звучит, как флейта, мелодичный голос, то взволнованно, то тревожно, то задумчиво, навевая грусть и радость.
В публикации печатаются ноты песен. Пусть исполнится мечта музыканта, его песни запоют люди.

Дарья Котова. В миниатюре “Вождь отверженных” юная писательница рассказывает, что целеустремленным особам свойственно мигрировать. Им тесно жить на Земле. Хочется улететь на другую планету, подсмотреть, какие там живут разумные существа. А если вдруг там торжествует зло? Лучше вернуться на свою планету, чтобы не оказаться отверженными. Иначе можно превратиться в космических робинзонов. А это печально. Такой финал маленькой галактической трагедии.

Виктор Корнилов. Едкой сатирой по-щедрински высмеивает депутатов, которых больше заботят собственные привилегии и льготы: “Две палаты миллионеров, труд свершая тяжёлый и важный, страстно, рьяно, себя не жалея, всё пекутся о благе народном”. Да вот жаль, обыватели не оценивают их деятельность, ругают напропалую, упрямятся, как уж не расстроиться, если народ: “Пьёт, болеет, вовсю голодает и нищает зачем-то всё больше, да, ещё вымирает нещадно, потеряв окончательно совесть…” Какой ждать итог от господ реформаторов? “Результаты перемен в России похожи на изменение качества колбасы. Раньше в ней было 70% мяса, остальное – добавки. Сейчас мяса в колбасе может не быть вообще”.

Нина Ландышева. Очень интересная с разносторонними дарованиями личность. Нина по первоисточникам хорошо знает частную и литературную жизнь многих известных поэтов серебряного века. Свое творчество – поэзию и прозу разделяет на светскую и христианскую.
Обращаясь к Анне Ахматовой, пишет задушевные строки: “Была я девчонкой, когда ты жила. Но тропку к тебе я тогда не нашла”. “Ты лилией белой плыла по течению, оборвана с лодки жестокой рукой. И не было силы  найти утешенье, и в жизни речной обрести свой покой”. О Бродском: “Сын Земли – свободный, бедный и бессмертие в конце…”
Как истинная поклонница восхищается романтической поэзией Н. Гумилева: “Как я люблю конквистадора! Все мило мне в его строках. О путешествиях мечтаю c улыбкой легкой на губах”.
С презрением о Лиле Брик: “Рыжеволоса, большеглаза на зависть женщинам другим ты обладала миром разом и Маяковским дорогим… Он «Щен», ты – маленькая киска…”
Поэтесса откликается душой на встречи с людьми, с благодарностью посвящая стихи Юлии Борисовне Бордиченко – балерине и другим.
В печальном стихотворении “Подарок гимназистки” много горя выпало на долю реальной личности Нины Тыткиной: “Я им мама, я юная девушка, гимназисточка, розовый цвет. Революция запросто, бешено закружила со мной менуэт”.
В подборку стихов поэтесса вставила озорную песенку “Одесская чайка”, чтобы сгладить грусть в своих стихах. Со всем по-другому для читателя высвечивается грань ее таланта. А сколько творческих замыслов впереди! Нина любит путешествовать, чтобы встретиться с интересными людьми.

Галина Ларина. “Разлил художник-ветер в небе краски” – этими веселыми строчками поэтесса замечает, как очаровательно в лучах зари небо, в котором хочется побывать наяву и мечтах: “И я вослед облакам, к неведомым берегам улетаю. А позади без следа заботы, веси, года тают, тают…” “Душа, как видно, не забыла в небесном царствии полёт. Иначе, почему так часто мы смотрим в кроны облаков”.
В трех детских рассказах писательница увлеченно рассказывает об окружающем мире, который познают не только дети, но и взрослые.
Безобидные зверьки-соньки, кто их не видел, кажутся страшными ночью. “Писк, возня, шуршание листьев, топот по ветвям деревьев и по верху палатки – всё это наводило такой ужас”. Самое интересное, что жуткое возникло днём… “совсем рядом с берегом, скрывалось существо, очень опасное не только для маленьких морских обитателей, но и для людей. И однажды оно появилось”. Такие рассказы читаются, затаив дыхание. Жаль козленка, который “пристрастился к куреву! Бывало, увидит кого-нибудь с цигаркой, тут же к нему бежит, выпрашивает, ещё и рожками бодается”. По своей прихоти козлёнок не вырос, остался маленьким. “Табак – он бедовый. Кто его попробует – потом пропадает”.

Людмила Лукина. Поэт-трибун-бард. Ее стихи лаконичные и волевые, призывают к мятежу чувств и поступков, дают нам силы жить, любить Родину, улицы родного города:
“– Ты не забудешь этот город? – Я не забуду этот город…Прижми его дожди и слякоть к сухим, немеющим губам…”
Быть человеком, значит помнить о прожитом, о людях: “Там, свыше, самой полной мерой отпущено добра и веры тому, кто переулком серым спешил друг к другу при луне”.
Как быть, если стоишь на краю пропасти? “Если на последний самый круг жизнь уходит, позабыв про все, стань в свой смертный час счастливым вдруг, крутани обратно колесо”.
От тоски и уныния есть средства, – активная жизнь: “Смахнув слезу, ты бросишь вызов миру, Прольется сердце алой кровью в снег”. Стоит только сделать усилие: ”Душа легко рванется в небо, разбив в осколки хрупкое окно”.

Светлана Мелентьева. Великий подвиг советского народа в войне над фашизмом – святой праздник. Гордость за Советский Союз будет вечно жить в сердцах людей: “Вновь над Москвой Победы знамя, его не скрыть, не замолчать”.
Воспоминания о той войне со свистом пуль, разрывом мин и снарядов не смолкают в памяти стареющих фронтовиков, хотя их строй безвозвратно редеет, вера в правду отцов и дедов передается потомкам. Посвящая стихи Виктору Мелентьеву, поэтесса пишет: “Ведь та Победа велика, ты вместе с ней на белом свете живым остался на века”.
Лирика драматична, вызывает сочувствие и сострадание: “Божественным Крымское взморье зовут, лишь море с разлукой меня примиряет, в душе наступают покой и уют уносятся дни наши неповторимо – отдать их готова за встречу с любимым”.

Геннадий Молдавский. Не забывайте о родных: “Не стесняйтесь любви, доброты не жалейте, улыбнитесь жене, позвоните отцу, мы не вечно гостим, неуютно всегда, если мы виноваты, в нужный час не сумели друг другу помочь”.
Поэт, который описывает природу, – истинный народный поэт. От любви к лугу, поляне, проселочной дорожке, лесной тропинки, речке проявляются светлые радостные чувства к окружающему миру. Поэты серебряного века, поэтому и значимы, что в своих стихах воспевали величие русской природы.
Геннадий Молдавский с грустью провожает увядающую позднею осень: “Зарделся лес в предзимнем ожиданье, трава лугов поблекла от седин, и на заре, спеша на электричку, в пустом лесу уж не приметишь ты в траве и мху чернушки и лисички и в блёстках бус брусничные кусты”.
Гражданская горечь и переживания звучат набатом за разоренную перестроечную деревню: “Не летают грачи на поля, свежей пашни на них не видать, стосковалась по плугу земля, как по сыну далёкому мать”.
Тянет русского человека взглянуть на милые сердцу места, отдохнуть душой: “Я приехал ненадолго подышать среди рябин, искупаться в синей Волге, поглядеть на неба синь”. Может быть, наедине с природой и рождаются такие строки: “И влюбились, и уплыли далеко, в сказку дивную, в которой жить легко…”

Роза Нищина. Когда в начале семидесятых годов 20 века поэт и журналист Александр Аронов познакомился со стихами Розы Нищиной, он сказал: ”Пришла новая Марина Цветаева!” И хотя это была скорее шутка, доля правды в ней может быть, и есть.
Розу вдохновляли Игорь Северянин и Мирра Лохвицкая. Но поэтесса проложила свою собственную тропинку в поэзии. Ее стихи узнаваемы. В ее стихах слышится музыка (ДО МИНОР), витают демоны (МОРОЗНО И КНИГИ).
Она не равнодушна к духам(ДУХИ ТВОЕЙ БАБУШКИ) и познала неразделенную любовь. Истинно поэтическая натура.

Ольга Ольгина. Увлекательная проза с сюжетами из реальной жизни. В небольших рассказах со знанием быта ярко показаны характеры героев.
В рассказе “Гусиное яйцо” Сережа заразился свинкой и попал в больницу. Мальчику стало жаль мужчину, которого мучил кашель, его никто не навещал, не приносил ему передачи в больницу. Сережа дал ему одно яйцо, которое принесла мать в палату, но, испугавшись, что мать вернется и отругает его за это, мальчик решил взять яйцо обратно. Ночью мужчина умер. Как переживал об этом мальчик, особенно за свой поступок.
Рассказ “Дедушка Суета” – непритязательное повествование будней деревни. С юмором описывается главный персонаж, старичок, который ходил по деревням и продавал семена. В рассказе “Маньяк” героиня проявляет находчивость и заговаривает преступника, пока он находится рядом с ней в опасной безлюдной зоне.

Борис Петрунин. Сколько философии жизни заложено в строчках поэта: “Как важен жизненный баланс тепла, воды и солнца света... Избыток вреден и для нас. Чрезмерность?.. Не по-Божьи это”.
Чем больше живешь, тем больше проблем и вопросов для их ежедневного решения. Как отличить настоящее чувство от минутного увлечения? “Мудрец, послушай, разреши сомненье: мне самому его не разрешить. Как отличить любовь от увлеченья? Незнанье не даёт мне жить”.
Как часто чувства принижаются и обсмеиваются! В споре с возможным аморальным оппонентом-собеседником поэт отвечает яркой метафорой: “С ручьём сравнимо увлеченье шумным. Любовь сравнима с полноводною рекой. Но знай про истину, рождённую веками: бывает увлечений много, а любовь – одна!”
Характер мужчины закаляется только через службу в армии и флоте. С гордостью поэт пишет: “Трудна морская служба, не каждому по силам, не зря на флоте служат лишь сильные мужчины”.
У каждого человека есть беды, разлуки, но вынести тяжесть мучений, тревог, отвлечься от мыслей помогают прогулки: “Бреду по лесу вешнему, дышу душистой хвоей… Голубизна безбрежная над самой головою… Полянка открывается – вся солнышком прогрелась… Подснежник улыбается мне вдруг!.. Какая прелесть!”

Николай Плевако. Старейший писатель-фронтовик. В его детском рассказе “МАРИЙКА, НЕМЕЦ И КУКЛА” война осмысливается через глаза ребенка: “солнце будто навсегда немцы загнали за тучи: дождь и дождь. Марийка смотрела в окно на мокрую, давно неметёную улицу и никак не могла привыкнуть к неметчине”.
Никто не заботился о маленькой девочке: “Пропала уверенность, с которой Марийка прежде жила, спала, ела, ходила в школу, играла в куклы с подружками. Теперь она могла заболеть, но никто не станет её лечить: больница закрыта. Могла умереть с голоду, в магазинах шаром покати: разграблены”. Набрав хамсы на пристани, Марийка раздала рыбу военнопленным. В пустом доме девочка нашла разорванную куклу. Вошедший немец отобрал куклу и решил ее заминировать, как сюрприз партизанам, но девочка перехитрила немца…

Валентина Полянина. Самородный поэт-песенник. В ее фольклорной поэзии слышатся народные сказочные напевы, оживают герои: цветы, деревья, звезды, реки. Ведь не случайно в названиях цветов, рек и других природных творениях издавна заложены тайны познания. Сейчас нелегко угадать их изначальный смысл. Понятно, люди в эти названия вложили свои чувства, любовь, ласку и оценили целебную силу и красоту. Лечебные травы недаром снимают телесную и душевную боль.
Обладая даром провидицы, Валентина Полянина скромно говорит: “Мои стихи просты как ситец, они не шелк, батист иль бязь, мне их несут на крыльях птицы. Готовых строчек дарят вязь”.
Конечно, это не так. В ее стихах рождаются чудесные образы.
В цветах Иван-да-Марьи: “В рубашке синей Иван прекрасен, как взор России лучист и ясен”. Русло реки: “Посмотрит лишь янтарным оком (Луна), Дон засверкает серебром. Уйдет за тучку ненароком, темнее ночи станет Дон”.
Простые казалось бы листья, которые слетают осенью, но совсем по-другому их изображает автор: “Закружились в полёте листочки. Золотой зазвенел листопад. Это дочери или сыночки, покидая берёзу, летят. Стоя в сером, осеннем платочке, опечалится дерево – мать. И прощаясь с последним листочком, слёзы горькие будет ронять”.
Этот талант Валентине Поляниной был привит с детства, от впечатлительности и чуткости дано ей соловьиное художественное зрение: “С лесенкой, плюшкой к Дону бегу, там, на зелёной лужайке птичке подняться я помогу к ласточкам, в небо, в их стайку”.

Виталий Просвиркин. Музыка и поэзия в его творчестве слита воедино. Без них поэт, композитор и певец не представляет жизни. Но любовь к музыке пересилила все духовные интересы. Как говорит Виталий Григорьевич: “Мои десять соток не на даче – а на пианино. Любой фрукт, любую птичку могу изобразить”. В размере стиха – уже звучит музыка. “Слетает музыка с пера, доволен милой долюшкой. В руладах трелей до утра залиться бы соловушкой”.

Галина Садовская. Благодаря лирике, мы узнаем о чувствах и переживаниях поэта, и рады полюбить его творчество. Удивительным талантом пера обладает Галина Садовская.
Самое дорогое доверчиво ложится на строку, такое стихотворение отражает заветные мысли и поэтому нам легче понять поступки, характер и принять к своему сердцу разлуку и грусть: “Ваше имя твержу неустанно и гляжу в одинокую даль…О, как странно, как всё это странно – Вы и радость моя, и печаль”.
В жизни много бывает надежд и счастлив тот, кто отыщет свою мечту и соприкоснется с источником грёз юности: “Пусть русалки пляшут в трелях соловьиных. Пусть Карпаты-горы гордыми стоят. Тот родник, как прежде, чист и неповинен тем, что в новолунье плачут и не спят”. К сожалению, и в радостные дни порой вспоминаем о тревогах и утратах: “Ну что ж, плыви, родной кораблик, на свете множество морей… Ах, красноперый звонкий зяблик, не пой о горечи моей”.

Ангелина Сбежнева.
Сказательница в стихах и прозе, и как профессиональный иллюстратор, очень трогательно и с юмором описывает будни на садовом участке. “В жизни всякое бывает, в иных ситуациях бабушка дедушку своим «королём» называет, а себя – его «королевой». В сказке за «королевство» вполне садовый участок сойдёт.
В нём немало мелких представителей местной фауны живёт.
С интересом читается новый вариант сказки о Колобке. Так назвали садовый домик, который решил прогуляться и встретил лесных обитателей: ежика, зайца и лису…


Борис Спиваков. Автор лирических зарисовок о природе, любви, письме дочери и легких юмористических сочинских рассказов в сочном красочном изложении с талантливо представленными сюжетами.
В рассказе “Судьба” герой встретил, наконец, свой образ возлюбленной, хотя: он искал её долгие годы и представлял именно такой, какой она была сейчас, он грезил ею во сне и наяву, молил небеса, чтобы встретить. Почти перестал верить и вдруг, случилось то, чего он так ждал.
В рассказе “Хохма” пассажирки такси – экстравагантные блондинки едут в аэропорт по новым правилам…в мотоциклетных шлемах. А на улице “жара стояла такая, что в июле — асфальт плавился. Температура 27-28 градусов, народ из шортов готов был выпрыгивать”. В рассказе “Случай” кинокамера засняла молодоженов на волне при шторме, их акробатическую борьбу со стихией. В рассказе “Что это было” герой заехал за подружкой на машине – “трехведерном джипе”, чтобы устроить личную жизнь. Но видение с космоса – “зверь морской, необычный, а может существо неземное. Лапы, как ласты, короткие, глаза светятся, шёрстка блестит” – разрушило все планы.

Лидия Стефанович. Саратовская поэтесса грустит о романтике личных отношений, воспевает нежность чувств: “Напиши мне понарошку тёплое письмо, в нём любви, хотя бы крошку, жду давным-давно”. “Моя любовь – расстрелянная птица, и я не спорю с этою судьбой”.
Не ограничиваясь лирикой, Лидия сетует о природных аномалиях: “Трава попёрла в декабре, кое-где проснулись почки, а что же будет в феврале? Никто не знает точно!” Хорошо это или плохо? Зачастую не только сбивает закономерный цикл природа, мы – люди расслабляемся: “По ошибкам продолжаю путь. Верю всем, хотя частенько врут. Дам взаймы, хотя не отдают”.
Нужно ли писать стихи, посвящая их мелочам жизни? Философский вопрос, на который поэты отвечают по-разному: “Во искушение пера – добра и зла, хочу понять. Писать имею право? Извечный путь и круглая земля. Живут на ней и радость и отрава”.
Можно ли скрыться от неудач? Парадокс нашего бытия! “Раскроешь зонтик, прячась от дождя: Тебя не мочит, но ботинки в луже. Пока присмотришься, где суше есть земля, а дождь прошёл и зонт уже не нужен”.

Юрий Сухоруков. В данном выпуске автором представлен цикл исторических очерков в цесаревиче Николае. О Николае хорошо отзывались профессор Б.Н.Чичерин и историк С.М.Соловьев. Но трагическая травма “в 1860 году, в возрасте 17 лет, великий князь Николай неудачно упал с лошади, сильно ударившись спиной. По другой версии, он сильно ушибся о каменный угол (во дворцах так много мрамора!), дерясь в детстве с кузенами”, что и ускорило мучительную смерть.
“Вера, тихое спокойное мужество, с которыми юноша встречает свою кончину, заставляют священника Прилежаева, совершающего таинство соборования, непрестанно повторять: «Этот молодой человек — святой»”.
Неизвестно как бы повернулась судьба России, если бы на троне был бы ни Николай II, а цесаревич?
“Историк М.М.Стасюлевич так подвел итог жизни наследника: «Сегодня не просто человек скончался. Скончалась молодость, красота, первая зарождающаяся любовь... Молодой наследник олицетворял надежду на будущее многомиллионного народа. Он олицетворял благородство, доброту, добродушие, дух правды и справедливости. Он был символом того, что нам дорого и свято на этой земле...»”.

Владислав Тихонин. Главный герой повести “Моя любовь” Лунин в поезде и в автобусе, добираясь города Уржума, любуясь родными местами из окна, вспоминает свою жену Валентину, которая желала ему смерти. “Любовь прошла… Вместо неё возникла неприязнь…” Возможно это отразилось на здоровье? “Сразу же после инфаркта у него отказали почки, поэтому была необходима операция”.
Преодолеть недуг помогает встреча с родными и друзьями, учителями, когда поговоришь c ними по душам, послушаешь их рассказы и интересные случаи.
Приятно, как в детстве, сорвать в огороде прямо с грядки пахучего огурца, попробовать малины. Окунуться в ритм чужой жизни, невольно забыться.
После бани Лунин “почувствовал необыкновенный прилив сил: сердце абсолютно не болело, в теле был тот здоровый тонус, который он давно не испытывал”.
После встречи с одноклассниками Лунин неожиданно встречает другую женщину. “Татьяна признавалась ему в своей любви с первого взгляда, постоянно повторяя: «Ты – моя любовь!»”. Что она ради него “бросит мужа, детей и уедет с ним в Москву”.
Разводится ли с нелюбимой женой ради Татьяны? Развод состоялся по-военному сценарию. Но Татьяна…

Эллайда Трубецкая – русская поэтесса. В настоящее время живет в Нью-Йорке. Пишет на русском и английском языках. Родившись поэтом, она продолжает свой путь на земле поэтом. Её  стихи  отличаются  яркой  образностью. Они  изящны, отточены. Описывая жизнь, она создает такой близкий и такой неизведанный нами мир. Впрочем, разве можно объяснить красоту музыки или восторг от наблюдения за маленькой дождинкой, упавшей на ладонь с черного звездного неба. Да и зачем? Так и эти стихи... Их надо просто читать. И чувствовать, и быть счастливым от сознания, что сердце все еще способно на это, несмотря на жесткость мира вокруг.                                                                                                      Стихи Эллайды опубликованы в 11 книгах в России и в Америке. Её стихи – это цельная философия любви, и мы, очарованные и побежденные силой настоящей поэзии, читаем снова и снова эти строки, возносясь и становясь мудрее и чище.

Павел Черкашин. Сказы и сказки народа коми в литературной обработке молодого писателя из Ханты-Мансийска яркое событие для альманаха.
Сказ “КАК СТЕФАНИЙ ПЕРМСКИЙ КОМИ-НАРОД КРЕСТИЛ” в народе сложен “так давно, когда на три села был всего один топор”. В эпическом сказании донесены до наших дней через века отзвуки далеких событий, изменивших жизнь лесных племен.
Стефану не требовался переводчик, язык коми ему был знаком с детских лет. В 1372 году им была составлена азбука для коми. Закреплению веры Христа помогало христианское духовенство из коми. Стефан обучал своих учеников "грамоте пермской". Но с трудом миссионер продвигался по рекам, чтобы читать коми проповеди, его лодку порой закидывали камнями, отталкивали баграми, прогоняли вон.
Через героя Паму – коми-народа разум и сердце – автором показана длительная борьба двух религий, все было: мирные миссии и насилие: “Не глуп был Стефаний, сразу смекнул он, что вовсе не простое дерево стоит перед ним, а священное дерево народа-коми. Вот только святость и сила чудо-дерева не христианская, а языческая”.
Христианская религия была в то время шагом вперед, но не все это понимали, а шаманы не хотели терять свое влияние: “Кто был против крещения, те ушли ещё дальше в глухие дикие леса, а кто решил принять новую веру – остались”.
Стефан призывал крестом и карал мечом непокорных: “Не поклоняйтесь как божествам деревьям, солнцу и луне, а стройте на своей земле храмы Божьи и почитайте Христа в его доме”.
Сказка “Черный песец” по сюжету похожа на русские сказки “Каменный цветок” и “Царевну-лягушку”, но с северной колоритностью. Жених – черный песец насел на старика и сам едет на тележке выбирать себе невесту из его дочерей. Но только младшая дочь Беляночка согласилась помочь отцу. В сказке торжествует добро. Черный песец благодаря любви и верности жены снимает с себя проклятие – колдовские чары.
Сказка “Ленивый” поучительная. Кто не хочет жить своим трудом, перестает быть человеком.
Сказка “Богатый человек”. У одного богатого человека была хорошая корова, по два ведра молока в день давала. Но однажды она потерялась. Решили муж и жена Бога попросить, найти им корову. Если Бог ее вернет, то они в благодарность отдадут корову в казну.
Не успели помолиться, как замычала за окном корова.
“– Нет, не мог так быстро услышать меня Господь и помочь, это корова сама пришла. А раз сама пришла, то не отдадим её в казну государственную”. Вера в Бога оказалась надуманной.
В сказке “Два брата” смекалка побеждает жадность.

Вероника Шелленберг. Поэтесса, прозаик, мастер пера и кисти видит и изображает мир в своем творчестве в триедином художественном измерении. Чтобы узнать, чем живет “амазонка" из Алтая, молодая красивая женщина Вероника, какими она озабочена образными мыслями, достаточно вникнуть сердцем и разумом в несколько стихотворений.
Поэзия Вероника – это магический диапазон открытий, впечатлений и познаний тайн души. По какой-то причине героиня не всегда чувствует себя комфортно: “Я не очень-то нынче жирую – поселился в печи паучок. Он закрыл мой обед на крючок, на вязальную спицу живую”. В какую оптимистическую сферу устремить свои желания и чувства? “Боковая какая-то жизнь…А другая-то что, – центровая?!”
А рядом также кто-то безмолвно мечется, ищет выхода: “Вплоть до самого рассвета желтый колокол качается, как будто кто глухой звонит, звонит, да только колокол без языка”.
Как заклинания звучат строки, словно слова идут из глубины осознания о потерянной мечте: “Это в предчувствии остром ты крикнул – живи! Будто бы знал, как чужая весна безответна. Необязательный, светлый постскриптум любви, даже на письмах сожжённых – постскриптум любви”. Реалистично оценивая жизнь, поэтесса с иронией замечает: “А разве бывает, чтоб слишком тепло? Пригреешься только – пургой замело…”
Может быть, наша жизнь неуютна, из-за того что-то мы потеряли, забыли праведный путь еще в древности, не вернуться ли к нему: “У подножья базальтовой бабы, врастающей в землю, обратно, к началу начал, туда, где первый огонь, первый бой барабанный”.
Какими жизнеутверждающими поэтическими красками-метафорами раскрашены картины. Ромашковые поля надежд, тополиные обеляющие метели. Закат над холмами – гимн солнцу, бегонии, несущие живой отблеск огня. Если человеку дано писать в слове и цвете – это от Бога.

                                                                        Владимир Богданов

 

 Творческий Союз  "Л@интеграл России"   

  © Copyright, авторы

2007