КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
СЕМНАДЦАТОГО
ВЫПУСКА
АЛЬМАНАХА "СИЯНИЕ
ЛИРЫ" |
ОБ АВТОРАХ АЛЬМАНАХА
"СИЯНИЕ ЛИРЫ"
Александр Абалихин в этом выпуске альманаха
представил рассказ «Свист». Люди сталкиваются с
незнакомым явлением. При встрече с издающим свист
Облаком у них по-разному проявляются качества души.
Лариса Адлина рассказывает о судьбе своих родных,
приводя в пример фотографию 1931 года, где запечатлена
многочисленная семья, от которой в лихолетье остались в
живых всего несколько человек.
Война вошла в каждую советскую семью, никого не щадя –
ни молодых, ни старых. Невосполнимые потери понесла наша
страна в этой страшной войне 1941-1945 годов. Особенно
важно сохранить воспоминания о людях, жизнь которых
оборвала война.
Нинель Бахтина в стихах раскрывает тему
одиночества, безголосую тишину, когда нет рядом друзей,
близких. Но человек не может жить замкнуто, ему хочется
общения, ходить по земле не в одиночку, смеяться, быть
услышанным. Поэзия – родник для души, аккумулирует
тревоги, сомнения, надежды, мечты. Своими впечатлениями
о жизни делится с читателями поэтесса, и её раздумья
созвучны нашим переживаниям.
Владимир Беликов. Его творчество пронизано
строками жизни. Занимаясь активным литературным трудом,
поэт часто обращается к истории и современности,
поэтическим острием пера передавая нам особенность
непоколебимого и неукротимого русского характера.
Стихи Владимира Полиектовича лёгкие, но ёмкие по мысли и
музыкальные по звучанию. Кто-то в шутку сказал:
«Старость? Она начинается с того момента, когда все
девушки кажутся красивыми». Владимир Беликов не смотрит
по сторонам. Он помнит, ищет и ждёт одну-единственную,
которая только и сможет разбудить в нём прежний огонь
желаний. А с тем, что «любви все возрасты покорны»,
никто и не спорит. Пока человек любит – он молод. Хотя и
сетует поэт, что «жизнь промчалась», промчалась только
пусть и большая, но всего лишь часть жизни. И он ещё
долго-долго может ходить туда, «где рожь заколосилась» и
«дышится легко».
Александр Белов пытается разгадать тайну
мироздания. Обладая тонким юмором, не обходит автор
стороной семейные отношения: «Но важнее всех на свете,
на Земле – большой планете – папа свой, такой родной, и
любимый, дорогой!». Александр – немножечко философ и,
как всякий философ, ищет ответа на главный вопрос: зачем
он появился на Земле? Родился на Земле, но как же ему
здесь неуютно: «Держит нас всех в клетушках эта тюрьма –
Земля». Его душа рвётся в небо! И понятно почему.
Материальный мир интересен поэту лишь как среда
обитания, но мысли, чувства, стремления, желания – это
область не материального, это область духовного, а это
значительно выше…
Виталий Бондарь. Его сказки-притчи ненавязчиво
повествуют о драматичности поступков, если забывается
дружба и укореняется тщеславие. Один из героев – Фонарь,
совершая маленькие подвиги, стремился сделать больше
пользы, но в результате распылил «отвагу света» в высоте
своего роста… «Сказка о фонаре, который рос», наводит на
мысль, что не каждому человеку суждено быть «лучом света
в тёмном царстве», гораздо полезнее, когда на два шага,
всего на два шага вокруг него – светло. Ведь чтобы
содеять хорошее, нужно быть рядом и помочь другу в беде,
замечать и сочувствовать, а не удаляться.
«Сказка о фальшивом камертоне» – утверждение, что жизнь
наша сродни музыке. А те, кто нас окружает, необходимы
нам для того, чтобы музыка нашей жизни звучала без
фальши. Как и окружающим нас необходимы наши внимание,
забота и любовь. «Виола и смычок» – это о любви, а
любовь в комментариях не нуждается…
Сказки белорусского писателя Виталия Бондаря интересны
читателю любого возраста.
Нелли Бондарь. Поэтесса, певица и композитор.
Музыку пишет на свои стихи и стихи других поэтов. В её
песнях мелодия оживает, как цветок, даря радость
настроения слушателям.
Татьяна Борисова-Урапова. В её произведениях
преобладают сказочные мотивы, но в содержании и сюжете
заложен вечный смысл – победа нравственности над
невежеством, добра над злом.
Поступки героев осознаны, несмотря на все преграды и
трудности, они осуществляют задуманное силой воли и
духа. Вера в правоту – главная черта их характера: «Ты
явью сделаешь мечту, лишь надо очень захотеть. Любовь
найди свою одну, дерзай, ищи, сумей успеть!»
В песне «Заповеди» звучат христианские основы
мировоззрения, символично, что эту песню исполняла
Валентина Толкунова, которой были близки и дороги именно
такие чувства и мысли.
Анастасия Вольная. Народные поэтические образы
воплощены в её коротких художественных зарисовках,
сказываются былинным певучим ритмом, ярко изображаются
словесными картинами, столько в этих строчках заложено
глубины познания мира, что эти образы достойны войти в
историю русской литературы афоризмами: «Моя судьба –
снег». Анастасия – поэтесса столь удивительная, что
трудно подобрать слова для характеристики её творчества.
Свою подборку она посвящает художнику-модельеру Надежде
Вороновой. Все статьи и идеи, представленные там,
созданы Анастасией Вольной.
Елена Воробьёва представила свою поэму «Старый
крест». В современном мире столь тесно переплелись
точные знания и научные открытия с интуитивной верой в
сверхъестественное, необъяснимое, что совсем
неудивительно появление такого произведения. Автор
обосновывает своё философское видение смысла жизни и
возможность её продолжения после смерти. Ибо «…Ангел
смерти подарит своей волей новую жизнь и новую судьбу
тому, кто оказался на грани двух миров».
Валентина Ганина не жалуется на судьбу: «Мне при
рожденье повезло – меня душой не обделили». И одного она
хочет от жизни: «Чтобы Вера путь мой озаряла, а Надежда
за руку вела, чтобы Мудрость мне подругой стала и Любовь
в душе моей жила». Но Вера, Надежда, Любовь и Мудрость
есть внутренняя суть человека. Как это ни парадоксально,
может быть, прозвучит, но Вера даруется тем, кто верит,
Надежда – тем, кто надеется, Любовь – тем, кто способен
на глубокие чувства… Поэзия Валентины Ганиной – яркое
тому подтверждение.
Марина Гиндикина – из тех редких учителей
литературы, которые в этой области выступают не только
литературоведами, но и непосредственно участвуют в
литературном процессе, то есть пишут сами. Её стихи как
золотые точки на фиолетовом, как искрящиеся белые
звёздочки на ночном небе. Стихи – о разном, но эта
мозаика показывает целостность личности автора.
Лирика Надежды Глазковой, искренняя, откровенная, выдает
тонкую, впечатлительную, эмоциональную натуру автора.
Мало что так подвигает на бесценную откровенность в
стихах, как ощущение одиночества, нереализованных
возможностей и потребностей, желание любить и быть
любимой. Её стихи просты, как сама жизнь, и одновременно
сложны, как наше понимание жизни.
Притча Натальи Голубенко «Предназначение» – о
нереализованных возможностях талантливого человека. Её
актуальность заключается в противоречиях современного
мира, когда человеку чаще всего приходится заниматься не
тем, чем хочется, а тем, чем приходится.
Кто же станет кормить талантливого, но безработного? И
на реализацию творческих замыслов элементарно не хватает
ни сил, ни времени. К счастью, есть и приятные
многочисленные исключения – когда материальные блага не
очень-то интересуют…
Наталья Гук говорит о своём творчестве лаконично:
«Пишу о том, что чувствую и вижу. Люблю писать о
природе. Я наделяю её всеми человеческими качествами».
Близость к природе – облагораживает душу и тем дает
импульс к творчеству. В природе все намного проще и
чище, чем в мире людей. На природе легче восстанавливать
и физические и душевные силы. Творчество Натальи Гук –
яркое тому подтверждение.
В стихах Софии Злотниковой главная интонация –
философско-лирическая. Стихи посвящены дочери, любимому,
литературной героине – волчице. В стихах заложен
глубокий нравственный смысл и опыт жизни.
Лариса Иванова-Ленская провела в море столько дней и
ночей, что воспоминаний, эмоций хватит на всю оставшуюся
жизнь. Просто невозможно представить себе очередную
подборку стихов Ларисы Александровны без колючих и в то
же время ласковых строк о море-океане. «Испытайте свежий
ветер океана...» – предлагает автор. Но не тот ветер,
что ласкает на берегу заморского пляжа, а настоящий,
далеко-далеко от берега. Тогда и жизнь на земле
предстанет совсем иною.
Станислав Иванов, имеющий за плечами большую
творческую жизнь, радует нас своими новыми стихами и
песнями. Его поэтическое слово лаконично, но убийственно
точно, как, например: «Бог вечен и бессмертен, посему не
будет у него наследников. И помолиться Богу-самому
важнее без его посредников». Его песни наполнены разными
чувствами, при этом интонации столь выразительны, что
слова очень быстро запоминаются. Душа поэта и музыканта
открыта миру.
Альбина Калинина посвятила душевное стихотворение
Валентине Толкуновой. Это первая публикация начинающей
поэтессы.
«Памяти не вернувшихся с Великой Отечественной войны» –
так назвала свою поэму Любовь Капитула. Это не дань
памятной дате – такое не напишется специально, и не
вымучится потому, что «надо». «Я долг хочу отдать
солдатам, жизнь подарившим эту мне». Долг, длиною в
жизнь, – нелёгкая ноша. Но Любовь Ивановна никогда и не
искала лёгких путей. Однако её лирика светла, в ней
столько воздуха, столько искреннего порыва – что хочется
дышать и дышать проникновенными строчками.
Юлия Карпова. Её занимательная сказка о встрече
городской кошки с сельским петухом понравится детям и
взрослым. Юлия Алексеевна пишет интересно и с юмором о
повседневных бытовых случаях.
Александр Клочков – известный военный журналист с
мировым именем, в своих очерках и рассказах он
восстанавливает для истории неизвестные, но бесценные
страницы Великой Отечественной войны. Александр
Прокофьевич проводит большую инициативную работу,
результат которой – публикация воспоминаний, ради этого,
не жалея своего времени, встречается с участниками войны
и тружениками тыла. В этом выпуске представлены
подготовленные для печати материалы о героических
судьбах людей, интересные как для историков, так и для
читателей.
Дарья Котова. Молодая поэтесса в этом сборнике
публикует два стихотворения на этическую тему, из них:
«Два волка» – поэтизированная индейская легенда – о
раздвоении души человека на доброе и злое начало:
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь», – об
этом свидетельствует жизненная истина.
Любовь Кузнецова. В коротких строчках стихов
изображены жители леса и деревни: глухарь, кони, кот,
берёзки, травы и со старинным убранством горница, в
которой живёт и мечтает героиня: «Луговинкой топкой с
звездопадом, заблужусь в туманном молоке».
Верится, что только соприкосновение с природой рождают
наяву и в памяти такие яркие поэтические
прочувствованные образы.
Нина Ландышева. В своей подборке произведений
рассказывает об отце – участнике Великой Отечественной
войны, о поэтах-фронтовиках, о жизни в тяжёлые военные
годы, о своей матери. Приводя примеры из воспоминаний
отца и матери, Нина Юрьевна восстанавливает для истории
события ушедшей эпохи и судьбы людей.
Ирина Левинзон назвала свою подборку стихов
«Размышления». И ведь действительно интересно, что
думает женщина, глядя на своё отражение в зеркале и
зная, что никакого волшебства, как с Дорианом Греем, не
произойдёт. Но о чём бы она ни думала, она всё равно
приходит к мыслям о любви: «Казнить нельзя помиловать.
Любить нельзя забыть. Запутанные символы – Оборванная
нить». И характерная черта нашего времени – «Разговор с
эпохой». Казалось бы, не женское это дело – анализ
современного бытия. Но столько боли за родную страну
накопилось в душе и сердце каждой русской женщины, что
молчать уже просто нет сил.
Лирику Тамары Лисицкой отличает некоторая
сдержанность. Она открывает читателю только
поверхностный слой мыслей и эмоций своей лирической
героини: «От слов не закружиться голове. Увы, уже давно
не в той поре я, чтоб вопреки уму, назло молве могла
легко открыть я в сердце двери. Невидимые шрамы глубоки,
иссякли слёз отчаянных потоки. Открытость чувств мне
вовсе не с руки, а мысли лучше путь ложатся в строки…».
Но чуткий читатель непременно найдёт в стихах Тамары
Павловны золотые россыпи глубоких чувств.
Екатерина Ляске. О чём бы не писала юная
поэтесса, в её стихах соприкасаются радость и печаль,
забота и боль – всё написанное бескорыстно
прочувствовано сердцем и душой: «Белый снег, а в снегу –
чёрный нож; белая правда и чёрная ложь».
Стихи Екатерины наполнены силой духа, мудростью,
патриотичностью. Поэма «Наше богатство», воспевающая
пшеницу и труд хлеборобов – яркое тому подтверждение:
«…золотит её колос поля; собери дар волшебный в ладошку,
в этом чуде – родная земля».
Светлана Мелентьева много лет участвует в
строгинском театре «Ветеран», посвятила чудесные строки
этому коллективу, ставшему для неё и других солистов
родным и близким: «Юбилей – такое дело: возраст! Каждый
знает сам! Но артисты молодеют, если рукоплещут нам». А
также в этом выпуске представлены стихи, посвящённые
друзьям, с которыми Светлана Владимировна знакома многие
годы.
Людмила Максимчук предлагает вниманию читателей
свободный перевод стихотворений Хизри Асадулаева,
художника, скульптора, поэта, музыканта, общественного
деятеля. Личное знакомство и дружба с автором помогают
поэту передать многогранную полноту чувств зрелого
мужчины, пронёсшего через всю свою жизнь любовь к
горному аулу Дагестана, селению Карата, где он родился и
вырос. Людмила мастерски передала свойственное горцам
ощущение полёта, парения в каждой строке поэта. Ничто не
даёт такого вдохновения, как ощущение единства со своей
малой родиной.
«Зов памяти» Владимира Метельского – это и взгляд
в прошлое, и взор, устремлённый в наш настоящий день, и
беспокойство о будущем народа. Сколько бы ни говорили и
ни писали о войне, всё будет мало, мало до тех пор, пока
не расскажет о пережитом последний оставшийся в живых
свидетель тех страшных и горьких лет, той долгожданной и
радостной Победы. Мальчишки, не игравшие в войну, а
принявшие на свои плечи её настоящие тяготы, – это
особая категория сегодняшних взрослых. Поэма Владимира
Метельского – характерное тому свидетельство.
Юрий Минулин рассказывает о своей случайной, но
незабываемой встрече с Юрием Гагариным в стенах
Московского авиационного технологического института. Он
не мог упустить такую счастливую случайность.
Любовь Можаева. Певучий народный говор слышится в
предании… умеет Любовь Петровна обворожить читателя:
«Речка! Реченька! Река! Крутые берега! Омыла наши кроны,
силы нам дала».
Рассказав о своих годах жизни в деревне Строгино, о
милой сердцу деревне, которая издавна приютилась и
расширялась домами, садами и огородами у берега
Москвы-реки, Любовь Петровна не может сдержать душевную
волну воспоминаний. Встречаясь с подругами, с коренными
деревенскими жителями, проходя по аллеям, пробегая
взглядом по родным местам, по изгибам реки, как в
сказке, к самой героине возвращаются мечты, хочется
искупаться в хрустальных водах, где ещё чувствуется
«запах детства»…
Геннадий Молдавский с трепетом души описывает
красоту дивной русской природы, вспоминая годы, любит
свой край: «И где бы судьба ни носила, вернусь я сюда
всё равно, в частицу Москвы и России, в родное моё
Строгино». Геннадий Михайлович – сердечный поэт, его
стихи всегда находят отклик у читателя, так как в них
заложено главное – боль и сострадание, доброта и вера в
лучшее на земле.
Валентина Полянина публикует цикл стихов: «Они
как звёздочки в ночи», в которых представляет поэтов и
писателей разных веков, их «золотые души» и земную
жизнь, полную трагедий и потрясений, но их творения
озарили немеркнущим светом всю историю мировой
литературы: «Земли великие поэты. Они в своё отпели
время, очаровав людское племя. Из века в век идут с
народом, деля с ним радости, невзгоды. В цикле стихов
«Пусть музыка звучит всегда» автор находит добрые слова
музыкантам и певцам.
Михаил Раков. У него философский взгляд художника
слова на перипетии жизни, каждый эпизод ярко
высвечивается через линзу поэтических образов. Ритм
стиха выстраивается, подчёркивая глубокий смысл: «Дом
покосился предательски низкий, если б за жизнь! Он
покосился за смерть неумело, за разворот...», «…как
моллюск ты спряталась в свой панцирь, и я целую панцирь
– не тебя». Мастерски используя пульсирующую лаконичную
строку, Михаил создаёт сцены, выхватывая действие,
словно кадр фильма: «Подбитый голубь ловит миг
последний. Лежит в снегу всклокочен и зобаст».
Ольга Ракова родилась в Пензе в 1972 году в семье
художников. Училась в мастерской отца – Александра
Смирнова. Член Международного Художественного Фонда.
Член Творческого союза профессиональных художников.
Участник выставок с 2006г. В 2009г. – персональная
выставка в ЦДХ. Постоянная экспозиция картин находится в
Художественной галерее «Эпоха» по адресу: Тишинская пл.,
д.1, стр. 1, торговый центр «Тишинка», Е-mail:
rakov.mihail@yandex.ru, а также на сайтах:
http://gozefina2009.narod.ru/indexor.html и
www.artproducts.ru
Юрий Рыченков воспевает
величие Отчизны, суть русской души, красоту обжитой
родной земли: «А это значит, что ручей журчит и в цвете
белоснежном сад вишнёвый». Его стихи о милом доме, о
реке, костре на ночном лугу, деревне, кузнице, детстве,
юности – обо всём, что включает в себя понятие Святая
Русь, без чего не может жить человек, а человек не может
созидать и целеустремлённо жить без того, что Родиной
зовётся.
Подборка стихов Юрия Алексеевича – это открытая для
читателя книга, летопись событий двадцатого века, о
бедах и радостях, о судьбах солдат и о незаживающих
ранах войны. Лучшее название этим связанным между собой
произведениям – Колокола Памяти.
Чтобы люди прочувствовали озвученную связь времен, а
действительность не убивала бы мечту о достойной жизни в
России, а равнялась на нравственные идеалы русского пути
развития.
Александр Рябцов живёт в Строгино и с любовью
посвящает гимн красивому району города Москвы.
Обращаясь к героям войны, Александр находит душевные
слова для пехотинцев, лётчиков, танкистов, медсестёр,
восстанавливая эпизоды сражений, показывает мужество и
отвагу защитников Родины, когда весь советский народ был
един в борьбе с врагом, беспартийные шли в смертельный
бой и просили считать их коммунистами: «Командир
поднимает в атаку свой взвод. Поднимались на битву все
строем… “Коммунисты – вперёд. Коммунисты – вперёд!..”
Только помнят ли смелых героев?».
Поэма «АНГЛЕТЕР» И ПОСЛЕ… – авторское поэтическое
прощание с Сергеем Есениным – исторически
восстанавливает день похорон и отсчитывает вечность
есенинской лиры. Подборка произведений Александра
публикуется в формате книги, и читателю будет интересно
познакомиться с творчеством поэта.
Ангелина Сбежнева представила для альманаха
иллюстрацию по роману Владимира Богданова «Белокурая
индианка», изобразив мятежный образ главной героини
Елены, её волнения и ожидания неизвестности событий,
стремительно происходящих не по её воле под прикрытием
ночи в морской пучине…
Стихи и рисунки Ангелины Илларионовны посвящены детям.
В них рассказывается, как дети слушают дедушек и
бабушек, узнавая новое о звёздах, и сами вглядываются в
окружающий мир, где летают, словно в сказке, бабочки и
цветут одуванчики.
Валерий Тарасов. Как говорит сам поэт, строчки
стихов рождаются, если событие или личность, которым
посвящаются стихи, достойны этого. Поэтому стиль
изложения у Валерия одновременно торжественен и строг,
обращён к вечности: «Ты памятник народам, Вавилон, твой
пьедестал не заметут пески немые, из космоса сыны других
времён глядят в глаза твои земные».
Но в лирике Валерий не скрывает своих чувств, что
характеризует его как неунывающего собеседника,
интересного для читателя: «И вот уж под медвежьей шкурой
приятель дремлет под шумок, москвичка, жертвуя фигурой,
от комаров не прячет ног».
Терентiй Травнiкъ свидетельствует эпопеей строк о
героях Великой Отечественной и о легендарных сражениях:
«Пишу слезами о войне – в ответ на писанное кровью». Как
поэт и гражданин Терентiй своим сердцем воспринимает
боль истерзанной ранами земли, подчёркивая в стихах, что
красноармейцы выполнили долг, отстояли честь и
независимость Родины: «Как поле боя мирно дышит? Ушла
проклятая война. Ромашки, маки, васильки – то всходят
тысячи мальчишек…». Незабываема память потомков о
погибших, отдавших свои жизни ради мира на родной земле.
Сергей Толкунов свою поэму «Исаак Левитан»
посвящает памяти сестры – Валентины Толкуновой. Рассказ
о трудной судьбе великого художника, тем более в стихах
– задача не из лёгких и не из быстрых. Но столь велико
притяжение огромного таланта, столь велико желание
выразить своё уважение к личности художника, восхищение
его картинами и способностью преодолевать жизненные
трудности, что поэт взялся за эту работу. Сергей по ходу
всей поэмы рассказывает о Левитане будто о своём
современнике, словно подтверждая известное крылатое
выражение «Жизнь коротка. Искусство вечно».
Гарри Чибисов. С первых строк завораживают звуки
возвышенной эпической лиры. Историческая поэма «Рождение
твердыни» – города Севастополя – написана изумительным
красочным словесным полотном, перед взором читателя ясно
оживают славные страницы прошлого, сожжённый и
разрушенный Херсонес возродился в чудо света по воле
великой императрицы Екатерины.
У Гарри удивительный дар письма, его стихи тёплые,
добрые, со смешинкой и лирическо-нежные.
Лев Чулков. Фантастическая история о межпланетной
любви. Чтобы спасти от смерти землянина, девушка Шаяри
перевоплощается в его тело, даря свою жизнь
возлюбленному. Сюжет рассказа составлен мастерски, у
читателя нет никакого сомнения в правдоподобности
происходящего.
Людмила Ярославцева. Её стихи – образные мысли,
неудержимо взлетающие до лирических высот, но не
теряющие стройности и логики. Людмила пишет играючи и
ясно представляет назначение поэзии: «Стихи – это
чувства! Стихи – это птицы, что гнёзда родные свивают в
душе», и такое определение творчества выстрадано жизнью:
«Стихи – это листья, летящие с древа, чтоб сердце
отдать, припадая к земле». Посвящая стихотворение
ветеранам войны, поэтесса чётко выражает свою
гражданскую позицию к истории и действительности.
Дора Ярошевская. Рассказ о том, как самозабвенная
непреклонная борьба за жизнь дорогого человека для
главной героини Милы оказалась проверкой её волевой
натуры в достижении реальной осознанной цели, что
сказалось на формировании силовых черт характера и
определило для главной героини её место в
профессиональном положении в обществе, способствовало
служению медицине, чтобы стать врачом – народным
целителем.