ВЕСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

     

Главная  страница  


 

 


 

  

                      КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ДВЕНАДЦАТОГО ВЫПУСКА                                                         АЛЬМАНАХА "СИЯНИЕ ЛИРЫ"

                                       ОБ АВТОРАХ АЛЬМАНАХА "СИЯНИЕ ЛИРЫ"


В истории Великой Отечественной войны ещё очень много белых пятен и противоречий. Одно верно – никто не забыт, и ничто не забыто! Рассекречиваются архивы, публикуются новые документы и свидетельства очевидцев… Наш альманах рассказывает о двух девушках, о двух подвигах – о Зое Космодемьянской и Вере Волошиной. Имя Зои известно стране и миру с зимы 1941 года. О ней её мамой написана книга, а журналистами за многие годы множество статей. И вот теперь мы узнаём, кто виновен в её гибели. Имя Веры Волошиной и обстоятельства её подвига и смерти установили относительно недавно – в 90-годах прошлого века. Одним белым пятном стало меньше…

СОПРИКОСНОВЕНИЕ
. Наталья Логвинчук и Александр Чешков представляют поэтический дуэт, в котором женская мягкость и мужская твёрдость сливаются в одну нежную мелодию разнообразных человеческих чувств. Они словно держатся за руки, смотрят друг другу в глаза и говорят, говорят, говорят, боясь не успеть сказать что-то самое важное. Воспоминания о детстве переходят в разговор о первой любви и дальше: с одной возрастной вехи на другую. Поэты не боятся, что их увидят и подслушают. Уже взрослые люди, прожившие непростые жизни, они смотрят на себя со стороны и позволяют это делать читателю. Им нечего скрывать…
Очарование поэтических строк этих двух авторов дурманит. Они словно бы соревнуются друг с другом в лёгкости, изысканности, свежести слога. Они будто играют в чехарду, перекликаясь в темах. Порой они являют противоположность начал – мужского и женского, порой сливаются в таком созвучии ощущений, что перестаёшь различать, чьему перу принадлежат строки. Это прекрасный образец той заразительности, когда Муза одного автора наполняет атмосферу такой тугой аурой поэтичности, что и другой автор плывёт на её волнах, усиливая и обогащая её красками своего прозрения. Надеемся, что читатель получит истинное удовольствие от прочтения этих стихов, а поэт вдохновится той же Музой на создание столь же великолепных произведений.

Александр Абалихин. Александр – наш постоянный автор. Пишет стихи и прозу. В предыдущих выпусках нашего альманаха вы познакомились с его фантастическими рассказами и стихотворениями. Произведение Александра Абалихина «Русалки» можно отнести в равной мере как к детской фантастике, так и к сказке для взрослых. В ней присутствуют элементы гротеска, таинственности и доброго юмора. Фантастика и мистика так тесно переплетаются с обычными явлениями повседневной жизни, что хочется верить: всё так и происходило на самом деле… Как порой мечтают взрослые люди увидеть хотя бы немного чудесного в нашей прагматичной жизни! И приходит к ним на помощь сказочник, погружая читателя в иной, удивительный мир…
Лирическое стихотворение «Ночь затихла и дремлет…» проникнуто любовью к Родине и верой в её великое будущее. Только в России могли родиться столь проникновенные строки: «Можно только в России так любить и мечтать, глядя в синие реки, на озёрную гладь. Видеть вечером летним куполов её медь и раздольные песни за околицей петь…».

Елена Ачканова.
Как пишутся «живые» стихи? Об этой тайне читайте в очерке «Как иногда рождаются стихи». Знайте, поэты, что самые лучшие строчки идут от ритмического состояния души, когда, ощущая мир, в унисон вдруг забьётся сердце и не надо придумывать слова и рифмы, они сами льются, фонтанируют из колыбели потаённых чувств и озаряют мысли творческим вдохновением. Пробудить в себе «поэтический» родник – значит окунуться с головой в образы и ритмы, взлететь на крыле воображения и ощутить в полёте лёгкость гусиного пера! Поэтому бесценны прогулки и путешествия по родным местам. Елена Александровна как истинный ценитель флоры представила удивительную подборку стихов о лесе. Лес – это неповторимое сообщество видов в пространстве. Свежий воздух, деревья, травы, цветы дают пьянящее чувство свободы, раскрепощения, упоения жизнью. И дарят радостное откровение: «От избытка кислорода чуть кружится голова… Благодарствую, природа, за стихов моих слова».

Владислав Басукинский. У этого поэта каждое стихотворение глубоко осмыслено. Читая образные стихи, как эпизоды ушедшей жизни, сопереживаешь вместе с автором: «Так хочется отпить глоток тех лет несмело». Кто же те героини, кому посвящены эти трагические стихи? Автор слегка приоткрывает тайну: «И звоном колокольным твои слова звучат». Сколько экспрессии, выразительности, перемены настроения и чувств заложено в этих словах: «Свиданье новое сурово. Так холодно ты говоришь», «Шум душу ранит».
Владислав Дмитриевич искусно и ненавязчиво ведёт нас по миражам поэзии, не забывая и о реальной жизни: «Сквозь окна полная луна горит, как фара пятитонки».

Евгений Башмаков знакомит читателей со своей работой «Татьяна Ларина». Героиня романа А. Пушкина «Евгений Онегин» предстает перед нами полная дум у ствола берёзки. Её облик даёт нам представление об её характере, о том, что окружало её в провинциальной жизни: «Задумчивость, её подруга от самых колыбельных дней, теченье сельского досуга мечтами украшала ей». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин). Молодой художник верно передал душевное состояние, изобразил дорогие сердцу рощицы и поля, которые близки всем русским людям.

Владимир Безбородов. Тема войны, давно прогремевшей над русской землей, не забудется, пока жив народ и его уважение к подвигам советских солдат. Великая Отечественная война 1941-45 годов зарницей памяти проходит по всем произведениям русской прозы. Илья, герой новелл «Три встречи», был ранен в жестоком бою и попал в медсанбат. Благодаря настойчивости врачей и в первую очередь самого Ильи, ему удалось отстоять своё здоровье и не стать инвалидом из-за ампутации обмороженных ступней ног.
Через пять лет трагическая история повторяется с его сыном, и вновь судьба сводит Илью с хирургом Анной Семёновной, которая и спасла ему ноги. Совсем другой стала Анна Семёновна. Илья влюбляется в свою спасительницу и не видит возможности без неё жить.
Владимир Ильич своим живописным росчерком пера продолжает серию рассказов лёгкого сатирического жанра «Метаморфозы любви», иронически высмеивая нравы современной жизни: предательницу-переводчицу, ради наживы переметнувшуюся на запад; любовниц-крокодилок, рыдающих на похоронах своего богатого содержателя, и сетует на социальную незащищённость лимитчиц, хороших девушек, которым, к сожалению, уготовлена судьбой неблаговидная роль.
В конце подборки лирические стихи о любви! Владимир Ильич открывается перед читателем с другой стороны: мягким, добрым и нежным, впечатлительным: «Когда я был влюблён до умопомраченья, суровая зима казалась мне весной».
Автор удивительно и многогранно талантлив, его произведения интересны и увлекательны по сюжетам.

Татьяна Борисова-Урапова ищет ответ на волнующие её вопросы: «Зачем здесь я? Чего здесь больше – тьмы иль света?..» и решает сама дилемму: «Быть может, в этом цель моя? Ведь свет нести умею я!». Этими же мотивами познания пронизаны и другие стихотворения этой вдумчивой поэтессы.

Инна Варварица. Поэт народной лиры. Образ берёзы в её стихах – это ветви грёз и вдумчивого смысла, берёза – символ летописи русской культуры: «Над рекой, сквозь осенние слёзы, смотрит вдаль, на закатную грусть, с вековечной печалью берёза, или, может, вся древняя Русь». Стихи Инны Петровны прививают любовь к Родине и воспевают величие подвига народа: «Но когда вся Европа покорно уступала напору врагов, кто ещё, кроме русских, упорно в шею гнал чужеземных волков?». Нравственность – вот что сохранит нашу русскую душу: «Бьётся Русь, чтоб духовные клады и свои родники сохранить».
Красив русский язык, но его нужно беречь: «чтоб звучали мелодией скрипки наши песни и наши стихи», – эти строки понятны и любезны каждому гражданину России. Инна владеет фольклорными приёмами письма и очень удачно иллюстрирует гротеском унылое состояние природы: «Вот так, без солнца, в серой шали из туч пришла весна. Её и птицы не узнали – нерадостна она». Постоянно меняется настроение от дней весенних, когда ещё холодно и сыро, строчки стихов, как дождик души, текут каплями слезинок. Но когда цветут вишни и черёмуха, совсем иначе смотришь на мир, что становится краше на глазах: «Всем бедам и ненастьям я помашу: “Прощай!” и только птицу счастья прошу: “Не улетай!”».
Инна с печалью пишет о реалиях нашей жизни, о фронтовиках, которые стали бедными на Родине, а их подвиги дельцы продают в розницу: «Медаль за Смоленск, за Варшаву, медаль за подорванный танк, за Одерскую переправу, медаль за Берлин и Рейхстаг».
В подборке также есть юмористические стихи про чижика, о приметах и другие. Очень увлекательно читается рассказ, но поверить в то, что может приключиться после пьянки однажды утром, не каждый захочет, не до фольклора!

Анастасия Вольная. «Лето, сон цветной, сказку рассказало без конца. Павшею звездой, ало-золотой, осень шлёт снегам седым гонца», – у поэтессы удивительное восприятие мира!
Слова – заклинания. Что-то мистическое и сказочное. Вера в чудеса: «Соткала бы я шаль любви. Чтобы не было зла».
В её стихах присутствует некая отрешённость. Отрешённость от привычных занятий и будничных проблем. Она позовёт с собой на прогулку по осенним листьям, но не пустит в свой дом, предпочтёт холодный звёздный свет теплу камина, скорее обратится к Богу, чем к человеку. Она фантазирует, но в своих фантазиях всё-таки не отрывается от земли, от природы. И смена её чувств так похожа на смену времён года…

Александр Галкин. В его стихах пронзительная боль одиночества и только усилившееся с возрастом желание любви. В них столько горечи, такая мука, что можно захлебнуться этим отчаянием. Но лирический герой не сломлен: пусть мимо него, не замечая его, каждый день проходят десятки людей, он уверен, что нужен им – вот такой незаметный, но незаменимый.

Елена Громова из тех женщин, что не боятся тяжелых, привычно мужских забот. У неё есть своё «поле брани», на котором она подбирает меч. И в то же время нежный поэтический голос выдаёт в ней натуру эмоциональную, чувствительную к природе, жаждущую добрых человеческих отношений. Елене – присуща такая внутренняя свобода, без которой невозможны ни сильные чувства, ни твёрдость духа, ни решительные поступки. «Мы свободны. Мы всё же свободны от оков, от чужого суда». Это очень важно для поэта.

Алексей Дмитриев. Герой рассказа, оказывается, может любить бога и вино! – но эти два принципа помогают человеку отрешиться от реального мира. А… не желал праздники и исполнения мечты, как вздорные и вычурно-придуманные: “Новый год и бутылочный ряд. Свечи банальные ярко горят. Но в церкви “запах зажжённых свечей вносил в сердце тихую радость и гармонию”. На улице терзали мысли об устройстве мира. Интересно сопоставление Господа и фантазии, другими словами, внутреннего мира человека. Что из них вечно? Божье слово или человеческая мысль? Автор даёт ответ: «Если Господь Вседержитель ассоциируется с ярким солнечным днём, светом и великолепными облаками, то фантазия превращает ночное небо в широкую текучую реку, украшенную звёздами, создаёт мираж Девы Марии в космической необъятности».
Как считает человек: «Мыслить можно словами, художественными образами и даже, говорят, звуками. Но никто не говорит почему-то, что мыслить можно тишиной, которая, в принципе, выражается молчанием. Внутренняя тишина такая, что даже время – этот злой идол, перестаёт иметь значение».
Сладко умереть от надежды: «Цвет зелёный – цвет надежды… Господи, я хотел облегчить свою жизнь от страданий слабой верой, а нашёл драгоценный камень!».
Герой его рассказа в начале прославляет вино и Бога, но потом отказывается от пьянки и на трезвую голову начинает сравнивать творения Бога и человеческую фантазию, фантазия им признаётся сильнее, так как она – звёздный мир! И умирает не ради веры, а надежды! Стройно и логически выстроено здание сюжета и облекает в тайну рассказ.

Максим Желтов. Тончайшая графика. Философия противоположностей. Парадоксально-закономерная гармония чёрного и белого. Чувствуется влияние Обри Бердслея в преломлении лирической наивной манеры и тяготение к гравюре ренессанса. Шедевры Дюрера, горячо любимого, досконально изученного, служат художнику источником вдохновения. Рисунки Максима Желтова напоминают ажурное кружево, сквозь которое светится пространство, заполненное чистой лёгкой энергетикой бесконечной линии.

Влад Кравчук. Его живопись можно назвать универсальной: у неё нет определенной, чётко выверенной аудитории, потому как она предназначена для всех… для всех желающих погрузиться в определенное гипнотическое состояние, рождающее то радость, благодаря насыщенной игре красок, то печаль, пробужденную ностальгией по тем местам, которые изображает автор.

Тамара Коваль. «Холодам вопреки» – так называется рисунок молодой художницы из Петербурга. Лепестки цветка, отважно распускающиеся во славу грядущего тепла, как они нежны и сочны, и ласковы под лучами солнца. На других рисунках торжествует сон зимнего царства: «крыльями сердце укрыто до возвращенья тепла, пусть тебе будут сниться тихие сны декабря...». Рисунки высвечивают мир доброй художницы, её узорная акварельная фантазия гармонирует восприятию мира.

Станислав Иванов. «Научись играть на скрипке» – такой добрый совет не каждый выполнит, музыкант совсем иначе проигрывает жизнь. Смешно порой бывает в жизни, но не страшна ради встречи с хорошим человеком… бормашина: «когда проблема есть с зубами, спешу к Оксане Железняк».
С горечью автор пишет, что русский язык атакуют нецензурные слова, демократия оборачивается «дикостью» общения! Автор и герои его произведений мужественно живут в непростой действительности, строки его стихов по-философски сильны, аллегоричны и наполнены верой в мечту: «Дождь льёт, как водопад, заоблачной рекою, бросает тонны брызг с небесной высоты, а я наперекор прикрою лоб рукою и сквозь него пройду до берега мечты». А главное – рождаются из сердца поэта и музыканта лирические и патриотические песни, среди них – посвященные кадетскому морскому корпусу.

Лариса Иванова-Ленская опубликовала в этом выпуске трогательный рассказ о пароходе «КУЛУ». Жизнь парохода наполнена многими знаменательными событиями. Выполняя свой служебный долг в 1995 году, он затонул в Японском море, словно отказавшись стать грудой металлолома.
Судьба парохода, как история целой эпохи, проносится перед взором читателя: «пароход усердно трудился и трудился многие годы, бороздя морские дороги. Это был действительно старый, но надёжный товарищ моряков».
Искренно переживаешь за гибель судна, которое материализовалось в живое существо. Лариса Александровна в небольшой новелле поведала о героике давних лет.
Её очерк о Владимире Дале – это признательная повесть о великом подвиге ученого, запечатлевшего многовековые диалекты живого великорусского разговорного языка; автор также пишет о сегодняшних буднях лингвистов; с любовью и добротой описаны роль и значение толкового словаря русского языка, его влияние на мировую культуру.
Поэтическую подборку Лариса Александровна посвящает любимому писателю Н. Гоголю и Герою Советского Союза генералу Д.М.Карбышеву: «В легенду через ад шёл генерал-солдат».

Юрий Козлов. Автор с восхищением описывает пробуждение чувств в эти весенние ласковые дни, когда «гонит спячку зимнюю природа, удлиняя солнечные дни». Весна – это долгожданная встреча с сердечной теплотой галактики: «Под солнцем – усердной наседкой – нагретые почки трещат. Нам дарят ожившие ветки весны колдовской аромат». Весна и любовь сливаются воедино, рождаясь песней и веселым настроением: «Капели звон в ушах, как смех весёлый твой; журчанье ручейка, как голос твой живой: весны приметы все так связаны с тобой, что я люблю тебя всем сердцем, всей душой!». Счастлив тот, кто испытал это светлое чувство: «Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною, и сердце бешено стучит – входи, Любовь, я дверь открою!»

Виктор Корнилов пытается проследить связь между словом и невербальной реальностью. Он ищет истину в словах и вне слов. Похоже, иногда это удаётся, например, в представленных стихотворениях. Перед читателем возникают лаконичные строчки о вечной борьбе поэзии и жизни, о чаше весов реальности и вымысла.

Владимир Кудяков уже много лет живёт вне России. Может быть, поэтому его русский язык – напряжённый, тяжёлый, а образы неожиданные и трудные для восприятия. Его стихи – словно переводы с иностранного. И есть в этом какая-то изюминка. Ведь Владимир, как всякий художник слова, имеет право на свою творческую манеру, выбор собственных выразительных средств.

Татьяна Кузнецова. Когда пишутся гражданские стихи или проза, то напряжены до предела нервы, лёд и жар испытывает душа, и рвутся непрочные чувства. Мысли, как сжатые пружины, распрямляются по законам совести. Но, чтобы сдержать эмоции, нужно обладать железным характером. Главное, остаться самой собой, жить по нравственным убеждениям, хоть и не терпится совершить страстный поступок: «Босиком по траве, а быть может, по углям горячим».
Такой непримиримой и обаятельной предстает перед читателем Татьяна Ивановна – поэт чести, веры и справедливости, Жанна д?Арк нашего времени. Её стихи и проза – это крепкое оружие очищения от обыденной грязи. От злобы и ненависти, от глупости и предательства, от всего того, что мешает жить нормальной человеческой жизнью. Одарённая личность, как росток, тянется к добру и свету. Этому нас учит жизнь. Любить и быть любимой. Различать звёзды и пыль. У Татьяны слово в поэтической строке – отточенная шпага или нежный благоухающий цветок. Но её доброе сердце никогда не поранит зря.

Нина Ландышева иллюстрирует свои воспоминания об отчем доме, о родных и близких людях фотографиями из семейного альбома, а также изображает стихами, написанными в минуты отчаянной грусти и любви к тем, кого уже нет на свете, и к тем, кому она ещё может протянуть руки и обратиться со словом. Поэтесса в трудные минуты находит в себе силы, обращаясь строчками стихов к своим друзьям, знакомым и хорошим людям, не унывать от печали, а видеть рассвет, воспринимать чувствами души новое и светлое: «Любите жизнь, где каждый день и каждый миг, как мотылёк! Как тих и слаб полёта срок, и на огонь лететь не лень!».
Связь между поколениями – как прочные нити прожитого составляют стержни судеб, историю и цивилизацию.
Семья для Нины – это всё. Та, первая семья, с мамой и папой, с бабушками и сёстрами, никогда не уступит главенствующее место второй семье, семье с мужем и детьми. Нина снова и снова подтверждает, что все мы родом из детства и самое лучшее, что нам дано, это память.

Тамара Лисицкая – личность светлая, духовно богатая и щедрая. Она откровенно делится своими чувствами и переживаниями, радостями и горестями с читателями. Так она понимает назначение поэта. Поэт, как художник: увидел – и нарисовал. Поэт, как музыкант: услышал – и пропел. Насколько верной получилась картина, насколько точной случилась музыка – каждый читатель определяет сам. Тамара Павловна пишет о самом обыденном (о весне, о солнце, о подснежниках…) – но своим неповторимым слогом, замечает прекрасное вокруг: «Была б скуднее жизнь моя, когда б не знала я звезду ночную, жасмина запаха и песен соловья…».
С любовью и уважением Тамара Павловна посвящает задушевные строки богатырю из Владимировской земли, рядовому защитнику и певцу Отчизны Алексею Фатьянову, его лирические песни любит и поёт народ, и они вошли в золотой фонд России.

Георгий Лысенко пишет и поёт о войне. Война – это всегда за кого-то или за что-то. Великая Отечественная – это понятно. Но Афган и Чечня – это за кого? За что? Здесь нет однозначного ответа. Но в одном Георгий уверен – солдат, русский солдат, где бы он ни был, силён, храбр и отважен. И сердце друга для него так же бесценно, как сама Родина. Лирический герой поэта – обычный человек, настолько обычный, что многие тысячи ребят, переживших ад военных сражений, подумают: это обо мне. Да, это всё о нём – о русском солдате.

Светлана Мелентьева удивительно общительна. Сверстники её поколения относятся к осиротевшим детям войны. Боевой характер Светланы Владимировны формировался и закалился на активной выборной комсомольской и партийной работе, поэтому стержневые черты её характера – неугасимая вера в светлые идеалы и крепкие жизненные убеждения.
В творчестве поэтессы главное место занимает лирика гражданская – отражение активной жизненной позиции, желание передать молодёжи эстафетную палочку действенной любви к своему Отечеству, своему народу. Светлана Владимировна через тепло души очень нежно передает поэтичность чувств: «есть на пальце безымянном обручальное кольцо, с ним как будто постоянно рядом милое лицо».
Когда окружают тебя люди, душевно помогающие жить, беды и печали отодвигаются на задний план. Светлана Владимировна располагает к себе трогательной сердечностью и симпатией.

Мария Михайловская.
Она словно идёт по лестнице: строчка за строчкой – ступенька за ступенькой. На каждой ступеньке – либо событие, либо чувство, либо неопределённость. Иногда останавливается передохнуть: человек всё-таки, не робот. И так интересно, просто захватывающе интересно следить за её подъёмом. Куда она движется? То к себе, то от себя; то в зиму, то в весну; то к любви, то от неё… Иногда нога соскальзывает – ступенька слишком узка – читатель вздрагивает, но поэтессе удается сохранить равновесие…
Её поэзия – это поэзия образных афоризмов: «Снег – это замёрзшие слёзы. Зима – это горе, с которым смирились» или, например, «ресницами стену листаю в больнице».
Пусть же пройдут метели, пожелаем успехов Марии в её самобытном творчестве, «чтобы мысли-пельмени друг от друг отлипли в кастрюле жизни» и тогда «спокойствие мыслей, и небо весною… бирюзой брызнет» на радость читателям.

Геннадий Молдавский обладает удивительным взглядом поэта-художника, его реалистические картины запечатлевают и прославляют героические баталии. Благодаря победе русского оружия: «спокойно, словно в кущах райских, в Бородинском поле зреет рожь». Когда же поймут все завоеватели, что Русь непобедима! Великая Отечественная война 1941-45 годов и малая пограничная война 2008 года в Цхинвале – показали одинаковый итог агрессору.
Геннадий Михайлович, изображая современность, приводит пример, что происходит в сельской глубинке от забвения величия народного труда: «Поржавели подковы на счастье, что лежат на российских полях. Оттого ль к ним страна безучастна, а мужик от лишений зачах?».
Заброшены колхозные поля. Новые беды множатся от равнодушия власти: «Засевает нивушку сорною травою, что же кушать в зимушку будем мы с тобою?». Пустеют деревни, скудеет русский дух, идёт преднамеренное унижение её жителей: «В избах стало уж не до излишества, молочка и того уже нет, что ни вечер – то нет электричества, что ни утро – тревожный рассвет».
Автор, переживая за беды России, уверен, что все несчастья канут со временем в бездну: «Да не покинут Русь надежда, святая вера и любовь, и с этой Троицей, как прежде, она отринет всех врагов».
Вера в доброе начало – бесценное качество поэта: не озлобляться, а философски взглянуть на жизнь, в которой есть ростки нового, и не забывать в суете о том, как красивы русские просторы.
Геннадий Михайлович прелестно передает гамму природных красот и чувства любви от прогулок по родному краю: «Принесу подмёрзшие чернушки, заварю с кипреем самовар и вина плесну немного в кружку, и озноб прогонит печки жар». Как народный поэт Геннадий Михайлович делит радости и горести с людьми, правдиво пишет о жизни и радует читателя своими произведениями.

Ольга Ольгина реально и живо излагает сюжет. Описывает в мельчайших подробностях обстановку и трудности семейного быта. Переживаешь за героев, словно находишься с ними рядом, и хочется уберечь от отца-пьяницы Анютку, которая не налила воды в самовар, отчего он перегрелся и распаялся. Девочка от страха убежала из дома, рыдая, просила помощи у землицы в огороде: «Если есть Бог на свете, сделай так, чтобы я превратилась в землю, умерла без боли».
Мать, переживая за дочь, находит её у соседки. Утром отец прощает ей проказы.

Марина Подгаевская
закончила ЛХУ им. Серова в 1983 году по специальности “дизайнер интерьера”, в 1998 году – школу-студию по старинной технике живописи. Создала более 500 полотен. Многие из ее работ находятся в частных коллекциях России, США, стран Западной Европы. Самобытные полотна питерской художницы хранятся в Пулковской обсерватории, Петербургском университете, посольстве Словакии в Москве.

Валентина Полянина совсем не бережёт своё сердце, не даёт ему вырваться из плена воспоминаний и сегодняшних жестоких реалий. Поэтесса словно принимает на себя ответственность за происходящее не только с нею, не только с её друзьями, не только со своей страной, но и со всей планетой, которая так красиво называется – Земля.
Валентина Петровна рассказывает простыми, но очень выразительными именно своей простотой словами о преступлениях против человечества, совершенных нацистами, о горе, вступившем на русскую землю и унёсшем тысячи людей за пределы Родины. Кто-то выживет, кто-то нет. Поэтесса чувствует себя обязанной донести пережитое народом и переживаемое сейчас до новых поколений.

Михаил Раков
изящной поэтической элегией риторически подводит читателя к мистико-философскому определению мира и личной судьбы. Только от любви и добра «расцветает» жизнь человека, главное не ошибиться в выборе: «подчас иное ищем – светлое, святое, но потом это обернётся нам кладбищем с деревянным, в полный рост крестом».
Жить с мечтой в душе и сердце: «беречь её, как свет, потому что слишком мир непрочен в этом мире бесконечных бед».
Звучат в этой сказочной балладе ликующие языческие славянские мотивы: «Солнышко, дающее отраду, солнышко, любимое всегда, и оно своим лучистым взглядом растопляло в сердце холод льда».
Авторская строка льётся ручейком, освежая мысли живой водой, вдохновляя на дела и подвиги: «Не можно эти грозы принимать всерьёз, потому что грозы в этом свете на мгновенье лишь скрывают свет, потому что всё же грозы эти учат нас, что гроз на свете нет».
Неправда, что жизнь проходит в бесконечном лабиринте обстоятельств. Каждый из нас может стать творцом своей судьбы, нужно только проявить волю и желание. Но этот путь достоин сильных духом: «Путь людей страданиями выжжен. Было, есть и так же будет впредь. Умираем для того, чтоб выжить. Оживаем, чтобы умереть».
Вечность и тлен. Эти вопросы не дают покоя мыслителям! Ясно одно – в труде поколений неразрывная нить цивилизации. Читая строки, восхищаешься глубиной их смысла, мелодичностью и ритмом.

Юрий Рыченков. В строках поэта зорями встают «красные дома», как память о военных детских годах. Юрий Алексеевич пишет о русской душе, её открытости, вере в доброту, идущей навстречу бедам в полымя и амбразуру зла. Сколько погибших за Родину! Прошедшая война и сейчас эхом отдаётся в грядущем, её нельзя забыть, так как горе прикипело в душе и вошло в кровь живущих поколений. Не оторвать, не забыть. Глубока память о войне, она меряется верстами, рукопашными объятьями, жертвами, разрывами земли. Буднями войны. Тяжёлыми. Кровопролитными. Солдаты после смерти легли плечом к плечу в братские могилы. Эту землю омыли материнские слёзы.
Но вместе с тем поэт находит строки, чтобы сказать лирично о природе, которой претит война и её разрушения. Пишет о высотке, на которой сдерживал напор врага заслон – передовой отряд. Автор задает вопрос грядущему – кто продолжит и отстоит Победу? Всё меньше фронтовиков. У них идёт в наше «мирное время» последний бой с нуждой, навязанной народу новорусскими правителями.
«Рожденный в 41-м» – так называется «книга в книге» Юрия Рыченкова. Сборник стихов человека, который и войну-то не должен помнить в силу своего малолетнего возраста в то время, когда страна боролась и победила.
Но есть особенная совесть у людей этого и послевоенного поколения – ощущение, что живём не только за себя, но и за тех, кто «вчера не вернулся из боя».
Память о войне Юрия Рыченкова – не есть память о чём-то абстрактном. Он идёт по дорогам войны не за кем-то, не с кем-то, а сам, лично. Многие его строки заставляют содрогнуться: настолько точно описаны муки, невыносимые страдания солдата, который всё-таки их вынес, если не был убит.
Не говорите нам, что война давным-давно закончилась для всех. Рождённые в сорок первом, или в пятьдесят пятом, или ещё позже идут и идут дорогами той Великой и Отечественной как своими собственными дорогами.
Стихи Юрия Рыченкова – не вежливая дань Памяти, но громкий, яростный взрыв Совести.

Ангелина Сбежнева
обладает тонким поэтическим даром рассказывать обычные вещи необычным, красочным, выразительным языком. Её рассказы о природе – как говорят, «для всей семьи». В них много познавательного – того, что дети ещё не знают, а многие взрослые, если и знали когда-то, то успели позабыть. Вот вы, уважаемые читатели, не имеющие дачи, когда были последний раз хотя бы в лесу? А живого ёжика давно видели? Вот то-то и оно! Идите, идите в лес с Ангелиной Сбежневой, не пожалеете.
Эсфирь Серпионова. Этюды графики переходят в этюды слов о трудной послевоенной жизни и редкие мгновенья счастья детворы, получившие от доброго деда горсти свежих семечек. Оживают в опустелых дворах детские игры. Но война не ушла, она затаилась и даёт о себе знать, подкарауливая сорванцов: “Россыпи пороха и остатки снарядов ржавеют в траве от дождей и ветров”. Сколько беды в мирное время принесет эхо войны: “Что-то огромное лопнуло с грохотом. Двери настежь, на порогах жильцы. Все мечутся, машут руками и охают. Что случилось? Смотри! Смотри.”
Реалистично из памяти вырисовываются штрихи художественного восприятия мира, что сильнее графика картин или графика поэтических образов: “Среди ржавчины и чёрного дыма мы играли колючей стальной стружкой, не ведая ещё о красотах Рима”. Строки стихов на бумаге, словно рельефные линии хорошо оточенного карандаша. В них пульс жизни, детство, Одесса, её дворики остались в памяти вылились в рисунки и стихи.

Мариамна Синайская. Её стихи пафосные, звучные, эмоциональные. Голос поэта силой слова разбивает уныние, загоняет подлость и измену в угол, не даёт равнодушию вершить гнусные дела. Включиться в первые ряды творцов русской культуры – вот что требуется сегодня от одарённой личности: «поэт укажет всем дорогу, когда пройдёт дорогу сам!».
Имея богатый опыт жизни, разве может поэт забыть о творчестве? У человека должна теплиться надежда передачи своего видения через негаснущий луч жизни: «Свети, как солнце, мне, звезда! Свети до Божьего свиданья!».
Мариамна с горечью пишет о гибели и разорении деревни. Никто не хочет помочь крестьянам. Чувство безвыходной печали наполняет сердце. Одинокие старушки доживают век, и избы также рушатся. «Друзья мои, что делать мне? Душа болит за нашу Землю!» Это отчаяние переполняет сердце и звучит как мольба-обращение: «Стать гордым, сильным и святым! Не допускать беду и брань Тебе, великий славянин, любовь моя».

Мария Смирнова
в силу своей юности и неопытности ещё не умеет выражать свои чувства «взрослым» языком. Это придёт потом. А сейчас её поэтические строки, непосредственные и наивные, больше похожи на автопортрет, только не на холсте или на чём там сейчас рисуют современные художники, а выложенный словами. Но не будем смотреть на Машу свысока, её молодость – её преимущество перед нами. Пока Маша только разбегается… И пожелаем ей творческого развития.

Николай Смирнов. На цветных страницах читатели с радостью воспримут пейзажные этюды русской природы. Волшебная кисть художника оживляет на бумаге милые для глаз пролески и луга, зимушку с глубокими снегами и морозами, весенние проталины, буйство лета. Николай Николаевич в своём очерке рассказывает, как создаются такие шедевры.

Николай Суковаткин пишет о духовности, воспитании молодёжи: «с детства меня окружал русский дух, любовь к родной северной природе, вековые традиции, память и почитание предков, своих корней, то есть присутствовала та шкала ценностей, которую в 90-х годах у нашей молодёжи просто украли».
У автора есть ответ на преодоление трудностей в России: «Нам нужна власть алмазной чистоты – такой, как горные снега Белолакаи, и прозрачности – такой, как вода горной Муруджу. А кристалл алмазной честности на вершине обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. Это закон. И это моя позиция».
Автор утверждает – есть горы. И есть люди, которые любят в горы ходить. Кто – покорять, кто – прогуляться, а кто – испытать себя, свой характер, свои силы. Но нельзя отрываться от народа на высотах власти: «Применительно к России, речь идёт о крайне горьком и опасном разрыве между бедными и богатыми в нашей стране. Это те грабли, на которые мы в России уже наступали, но представляется, что власти этим мало озабочены. А это может обернуться для страны трагедией».
Вспомним немеркнущие строки Высоцкого – «Парня в горы тяни, рискни…», и Николай Александрович отважился взять в горы своего сына. Вышли, казалось бы, прогуляться – а пришлось покорять снежную стихию, испытывать силы и характеры. Да, мужество – отличительная черта тех, кто выбирает «трудный путь, опасный, как военная тропа».
Параллельно с описанием «приключений» в повести с трепетной нежностью рассказывается о ставших дорогими людях, ибо нигде так быстро не сближаешься с человеком, как на войне и там, где – как на войне. Здесь без доверия невозможно. Поэтому не зря между прозаических строк высекаются из сердца с торжественным слогом стихи. О горах, о людях, о чувствах. Стихи – это когда так высоко взлетает и парит душа, что только стихами можно описать её полёт…

Павел Черкашин. Трагическая судьба человека, который не сумел приспособиться к нестандартной ситуации в жизни. Любил порядок, но маленькая неустроенность быта повлекла за собой гибель. Николай Игнатьевич превратил свой дом в музей, но «впервые покой вещей был так грубо нарушен. Только сейчас открыто проявилась ещё одна черта в характере Николая Игнатьевича: трепетно любя и оберегая все свои вещи, он в то же время требовал от них беспрекословного «послушания».
Беспомощность оказалась главной чертой характера героя рассказа. «Ножницы судьбы» подстригли его жизнь «под расчёску».

Любовь Чурина. Романтическая сказка о жизни и несчастной любви неизвестной героини, которая поселилась в заброшенном доме, превратив его в сказочный дворец. Даже домовой не смог остаться в стороне, полюбил эту скромную одинокую женщину и стал ей помогать по хозяйству.
Мотивы этой сказки включают вечную тему добра и сочувствия, которые неразрывны с народной нравственностью. Не осуждать, а помогать. Печалит разлука и ранит известие о гибели героини, и, как эхом событий, её дочь возвращается в милые для матери края.
Достоин уважения наш русский домовой, раз слышит такие слова:
«Я приехала к тебе навсегда. Ты рад? Я знаю, что ты меня слышишь. Я люблю тебя».
Это не сказка, а быль о русской жизни! От добра жди добра!

Людмила Ярославцева написала очерк о своих встречах с забайкальским поэтом Геннадием Алексеевичем Головатым.
Знаменитые строки этого поэта облетели весь мир: «Слепые не могут смотреть гневно. Немые не могут кричать яростно. Безрукие не могут держать оружие. Безногие не могут идти вперёд. Но – немые могут смотреть гневно. Но – слепые могут кричать яростно. Но – безногие могут держать оружие. Но – безрукие могут идти вперёд».
Геннадий Головатый работал литконсультантом в газетах, публиковался в журналах, ездил по Советскому Союзу, встречался со многими людьми, интересовался их взглядами на жизнь, говорил с ними о поэзии, он, как истинный друг: «помогает начинающим талантам, буквально вцепляясь в каждого «самородка», не отпуская, пока не убедится, что человек творит «на всю катушку».
Вот как запомнила его Людмила Ярославцева: «Лицо красивое, обрамлено чёрной бородкой и тонкими усиками. Немного похож на Достоевского. В двадцать пять лет поэта Геннадия Головатого знала вся Восточная Сибирь».
 

 Творческий Союз  "Л@интеграл России"   

  © Copyright, авторы

2009